ИсторияНовости

Брюс Ли

77 лет со дня рождения Брюса Ли

Мастера: Брюс Ли

27 ноября 1940 года родился человек, которому мир Вин Чун обязан своей известностью и популярностью. По крайней мере, в 90-х, именно изучая биографию Брюса Ли, я узнал о Вин Чун, и естественно, решил, что для того, чтобы стать таким крутым, надо идти по его стопам 
Сегодня 77-тилетие этого гениального человека, который однозначно повлиял на мир боевых искусств, начиная с популярности Вин Чун, затем его можно считать вдохновителем фул-контакт кикбоксинга, так как он однозначно повлиял на всех чемпионов своего времени, а также его философия и подход к боевому искусству выраженный в концепции Джит Кун До, мы видим реализованным в популярных сейчас смешанных единоборствах.
Всю свою жизнь Брюс Ли положил на популяризацию боевых искусств, личным примером, обучением и в кино. Мы сейчас не будем обсуждать, каков реально его уровень в кунг фу, сколько он получил информации в Вин Чун, реальный он боец или киношный. Об этом и так полно написано. Мы просто обозначим тот факт, что для Вин Чун Брюс Ли всегда останется авторитетной личностью. Говорить можно много, но реальность всегда отличается от писанины, киношного образа или воззрений последователей. Чтобы бегло ознакомиться с Брюсом Ли реальным, можно посмотреть архивные записи его показательных выступлений и аматорских съемок разного периода жизни. Там есть и период Вин Чун и период Джит Кун до. Интересная запись, так называемого «Потерянного интервью» и конечно же недавно всплышие спарринги Брюса Ли. Нам же важно вдохновляться и практиковать.

«Вы способны постоять за себя в настоящей драке?» — спросил британский журналист в Гонконге Тед Томас. Человек, которому был адресован вопрос — Брюс Ли. Ли слегка ухмыльнулся, приставил в задумчивости указательный палец левой руки к губам, а затем ответил: «Для начала отвечу шуткой, если вы не возражаете. Все время появляются люди, которые спрашивают: «Брюс, ты и вправду такой хороший?» Я говорю: «Ну, если я скажу, что я хороший, вы, вероятно, скажете, что я хвастаюсь. Но если я скажу, что я не такой хороший, вы будете знать, что я лгу».
Посмеявшись вместе с Томасом над шуткой, Ли сменил свой легкомысленный тон: «О’кей, вернемся к вашему вопросу. Чтобы правдиво ответить на него, скажу следующее: у меня нет страха перед противником, стоящим передо мной. Я очень самодостаточен. Придется ли мне драться, что-то делать, я твердо решил: бэби, ты лучше сделай так, чтобы меня убили, прежде чем я доберусь до тебя».

От Вин Чун до Джун Фан Гунфу

Ли уже четыре года напряженно тренировался у Ип Мана, изучая Вин Чун, один из видов китайского кунг-фу. В Вин Чун акцент в наибольшей степени делается на принципе мягкости, когда необходимо нейтрализовать усилия противника и свести до минимума затраты энергии. Смысл здесь заключается не в том, чтобы отвечать силой на силу противника, идя в лобовую атаку, но, скорее, в том, чтобы научиться понимать и, следовательно, применять силу и энергию противника себе на пользу. Точно так же учатся использовать силу ветра и воды, а не противостоять ей, чтобы успешно ходить под парусом. Другими словами, искусство Вин Чун учит своих последователей, как быть дополнением противника, а не его соперником, с помощью спокойствия и отказа от состязания.
Несмотря на то что идея была очень простой, Ли понял, что испытывает трудности с применением ее на практике. Ли обнаружил, что в момент, когда он вступает в схватку с противником, его умом овладевают гнев и беспокойство, которые и заставляют его применять силу (ян), а вовсе не стремление уступить (инь) силе противника. После серии ударов все, что оставалось у него в голове, это решимость уложить противника на лопатки.
Заметив, что его юный ученик не понимает смысла урока, тренер Ли, Ип Ман, приблизился к нему и велел расслабиться.
«Забудь о себе и следуй за движениями противника, — сказал он. — Дай своему уму сделать встречное движение без предварительного обдумывания. Учись искусству отстранения. Просто расслабься».
«Ага, — подумал Ли, — вот в чем секрет — я должен расслабиться!» Но сама формулировка этой мысли показывала, как по прошествии многих лет ему стало ясно, что он снова ничего не понял. Позднее Ли вспоминал: «Именно тогда я уже сделал нечто, противоречащее моей воле. Это произошло в тот момент, когда я сказал себе, что должен расслабиться. Требование усилия, содержащееся в слове «должен», уже означало несоответствие со словом «расслабиться», которое предполагает отсутствие усилий».
Ли казался все более и более измученным, и это понял старый тренер, который снова подошел к Ли и дал ему следующий совет: «Ли, следуй природе, не вмешивайся в ее пути. Никогда не противопоставляй себя природе: никогда не встречайся с задачей лоб в лоб. Подстраивайся под нее. На этой неделе больше не надо заниматься. Иди домой и поразмышляй».
После такого замечания Ли мог среагировать единственным образом: он вскипел. Однако он последовал совету учителя и всю следующую неделю оставался дома. После многих часов размышлений он сдался и решил поплавать в море в джонке, один. Когда его джонка поплыла по волнам, он снова вернулся к тому, что сказал его учитель, и к собственной неспособности правильно применять принцип инь. Внезапно гнев его вспыхнул, и он со всего размаху ударил по воде — и в этот момент к нему пришло озарение.
«Именно тогда, в то самое мгновение, меня осенило. Не вода ли, вещество, лежащее в основе всего, была сущностью кунг-фу? Не показывает ли мне эта обычная вода принцип [инь] кунг-фу? Я ударил ее сейчас, но она не страдает от боли. Я снова ударил ее со всей силы, и все же она не была ранена. Тогда я попытался зажать ее в горсть, но это было невозможно сделать. Вода, самая мягкая материя в мире, может уместиться в любой емкости. Хотя она кажется слабой, она может проникнуть в самые твердые вещества в мире. Вот оно! Я хотел стать подобным природе воды.
Именно тогда, когда я был поглощен своими мыслями, другое тайное ощущение скрытого смысла посетило меня. Так, может быть, это то же самое: мысли и чувства, которые я испытывал перед лицом противника, проходят, отразившись, как птица над водой? Это и имел в виду учитель Ип под «отстранением»… Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.»
Ли тогда лег на спину в лодке, чувствуя, что соединился с Дао. Он слился с путями природы. Ли оставил весла, и лодка поплыла сама, а он лежал, наслаждаясь состоянием внутренней гармонии, проникаясь осознанием того, что многие силы в мире, которые он считал противоположными, на самом деле помогали друг другу, а вовсе не исключали друг друга. Понимание этого устраняло мучившее его противоречие: «Весь мир един со мной».
Ли часто пользовался этой аналогией, чтобы проиллюстрировать принцип инь, когда речь заходила о применении его к жизненным коллизиям или к рукопашному бою. Вода одновременно и чистое инь, через тот факт, что она остается самой мягкой, самой уступчивой материей в мире, и чистое ян в том, что она способна проникнуть через самые твердые формы вещества. Она может быть спокойной, как ровная поверхность пруда, или бурной и неистовой, как Ниагарский водопад.
Природа воды, таким образом, заключается в том, чтобы мгновенно приспосабливаться к любому препятствию на своем пути и, двигаясь в собственном ритме, начать естественный процесс преодоления этого препятствия. Как сказал Брюс Ли: «Текущая вода никогда не застаивается. Так что вам надо только “продолжать течь”».

Основная проблема мастера боевых искусств — физическая остановка. Когда он вовлечен в смертельную схватку с противником, его разум часто цепляется за мысли или любые объекты, с которыми он сталкивается. В отличие от подвижного разума повседневной жизни, его разум «остановлен», неспособный переходить от одного объекта к другому, он клеек и вязок. Такой человек перестает быть хозяином самому себе, и в результате его инструменты перестают служить ему. Таким образом, иметь что-то у себя на уме означает чрезмерную озабоченность этим, и на другое уже не остается времени; однако попытаться перейти мыслями на что-то другое уже означает заполнить ум другим «чем-то»!

Ум мастера кунг-фу сосредоточен на том, чтобы не задерживаться на каких-то конкретных моментах в поведении противника. Это особенно необходимо, когда имеешь дело с несколькими противниками. Ум мастера кунг-фу присутствует везде и во всем, потому что он не привязан ни к одному объекту. И он продолжает присутствовать везде и во всем, потому что, даже когда он связан с тем или иным объектом, он не цепляется за него. Поток мыслей подобен воде, наполняющей пруд, — он всегда готов снова начать течь. Он может вырабатывать неистощимую энергию, потому что он свободен, он может открыться всему, потому что он пуст.

Брюс Ли считал, что знание и мастерство в любых устремлениях (в том числе в боевых искусствах) состоит из трех стадий, которые он называл тремя стадиями развития.
Первая стадия — стадия примитивности. Это состояние первоначального невежества, когда человек ничего не знает об искусстве единоборства. В драке он просто защищается и нападает без какой-либо мысли, что правильно, а что неправильно. Конечно, он, возможно, действует, что называется, ненаучно, но тем не менее, будучи самим собой, он гибок в своих нападениях и защите.
Вторая стадия — стадия изощренности, или механическая стадия, — начинается, когда человек приступает к тренировкам. Его учат, как правильно блокировать удары, наносить удары, работать руками, ногами, стоять, дышать. Безусловно, он приобрел теоретические знания, но, к сожалению, его первоначальное «я» и чувство свободы утеряны, его действия не происходят произвольно. Его ум обнаруживает стремление застывать во время различных движений, чтобы рассчитать и проанализировать действия. Положение делается еще хуже: человека можно назвать «умственно связанным», он самоутверждается вне реальной действительности.
Третья стадия — стадия безыскусности, или спонтанная стадия, — наступает, когда после многих лет серьезного, тяжкого труда ученик осознает, что в конечном счете кунгфу не представляет собой ничего особенного. И вместо того, чтобы попытаться обмануть свой разум, он приспосабливается к противнику, подобно воде, когда она давит на глиняную стенку сосуда. Вода протечет через малейшую трещину. Нет ничего, что нужно было бы пытаться сделать — только быть бесцельным и бесформенным, как вода.

Вскоре Брюс Ли был вынужден оставить обучение у Ип Манна и уехать в США. Там он не прекращает тренировок и даже существует факт, что ему удалось познакомиться с Мастером континентального Вин Чун и заниматься с ним в США.
В1961 году Брюс Ли поступает, на философский факультет Вашингтонского университета, набирает свою первую группу учеников кунг фу, с которыми занимается просто на улице. В 1963 году, Брюс Ли открывает в Сиэтле официальную школу, носящую его имя – «Jun Fan Kung-Fu Institute», занимающую огромны просторный зал со всем необходимым для тренировок оборудованием. Благодаря организованной Брюсом публичной демонстрации своего искусства (в частности, в 1963 году он публично продемонстрировал «дюймовый удар», поразивший экспертов боевых искусств) школа не испытывает проблем с учениками.
Затем Ли открывает школу в Окленде. На данном этапе Брюс Ли окончательно осознаёт, что развитие кунг фу в Америке имеет необъятный потенциал, и прекращает своё обучение в университете. Несмотря на то, что Брюс Ли не использует название «Вин Чун», очевидно, что Кунг фу Джун Фаня (то есть кунг фу Брюса Ли) являлся его личным восприятием Вин Чун, то есть, фактически, Брюс Ли привозит в США и начинает распространять Вин Чун.
После состоявшегося боя Брюса Ли с Вонг Джек Манном, Брюс, по его собственным словам, начинает задумываться о дальнейшем самостоятельном развитии идей Вин Чун, и лишь начинает задумываться над новыми концепциями, которые через три года, в 1967 году, он оформит в виде собственной системы Джит Кун До.
В 1965 г. Брюс Ли навещает Ип Мана и предлагает ему сняться в коротком демонстрационном ролике о Вин Чун для демонстрации его своим ученикам. Но известно, что после этого разговора, который закончился «вежливым отказом» Ип Мана, отношения между Ип Маном и Брюсом Ли охладились «до нуля» и фактически прекратились. Несмотря на полный разрыв отношений с Ип Маном, Брюс Ли до конца своих дней поддерживает отношения со вторым своим учителем Вин Чун, Вон Шун Леунгом, который остается для него постоянным источником информации и знаний Вин Чун.
После того как Брюс Ли открывает себе дверь в Голливуд, люди готовы были ехать за тридевять земель, платить любые деньги, лишь бы приобщиться к окутанным тайной знаниям, чтобы хотя бы отчасти быть похожим на киногероев Брюса Ли.
Спрос на кунг фу начинает неудержимый рост, и чтобы «не остаться за боротом» все, даже самые преданные ученики Ип Мана после его смерти разъезжаются по миру и открывают двери своих залов для любого желающего, пожиная тем самым золотой урожай, который посеял для них «Выскочка» и «Недоучка» Брюс Ли.
На сегодняшний день снято множество художественных фильмов о Брюсе Ли и о Ип Мане. Вин Чун переживает новый виток популярности. Многообразие Школ, Веток, Линий Вин Чун, предоставляет огромный выбор: Гонконгский, Континентальный, Вьетнамский и т.д.
Новое поколение может уже и не знать кто такой Брюс Ли, а тем более у кого он учился. Порой, когда рекомендуешь посмотреть фильм «Ип Ман», чтобы объяснить что это за стиль Вин Чун, спрашивают: «А кто такой Ип Ман?». Отвечаешь: «Учитель Брюса Ли».
И последнее, что хочу сказать: «Брюс, спасибо, что благодаря тебе я узнал о Вин Чун, нашел Вин Чун и до сих пор продолжаю познавать Вин Чун и себя, через практику…»

Евгений Показеев

Показать больше
Close